Гусейнаева Качар

К большой беде, причиненной народу можно приравнять то, что в 1917 году была закрыта газета "Илчи". Будь газета все эти годы жива, при всех тех же обстоятельствах, язык наш сегодня, безусловно, был бы богаче и сильнее."Илчи" была возобновлена, был страх, что будут проблемы с журналистами владеющими языком, с машинистками, в особенности. Но первыми, на радость нам, устраиваться на работу пришли машинистки.Язык - живая структура, меняющаяся с жизнью, с историей народа..Для того, чтобы язык функционировал нужно много составляющих. И прежде всего нужна среда, где невозможно обойтись без него.Сегодня такая среда отсутствует. Лакец и без родного языка достигает всех желанных целей. И до "Цудахарского ущелья" на своей исконной родине власть и сила русского языка преобладает над лакским. Фразы, в которых перемешаны русские и лакские слова сплошь и рядом в нашей речи.Наши хакимы, видимо, бога молят на каждом собрании, чтобы в зале оказался хоть один не лакец, чтобы сославшись на него перейти на русский язык, и незнание родного языка возвести в ранг интернационализма. В городе это, может, и было бы простительно. Но в районах, в селах наши руководители все собрания проводят на русском языке. Или же переходя с русского на лакский и наоборот, производят очень невкусную языковую кашу.
Сегодня даже такой, воистину великий и могучий русский язык, испытывает сильное давление английского языка. Что уж говорить о таких "маленьких" языках как дагестанские.
Часто думаю, ушли ведь с исторической арены великие народы, великие цивилизаци. И ничего - мир цел и совершенен. Можно, нужно, наверное, смириться и с тем, что перестает существовать язык столь малого народа, как мы. Зачем вообще нам так нужен этот "материнский" язык?
Видимо потому, что в нем память наших предков, наша историческая память. И потеря языка - это потеря этой самой памяти. Отказ от многотысячелетнего исторического пути наши предков. На мой взгляд, как бы успешен и образован ни был наш человек, если он не чувствует за своим духом этот тысячелетний опыт своего народа, не чувствует корней прочно связывающих его с ним, он осознанно или нет, но будет чувствовать некую свою ущербность, оторваность от корней, комплекс манкурта, человека " без роду, без племени". Кто не знает сладости родного языка, тому и родина, и все что с нею связано не в радость.
Конечно, решить вопрос защиты и спасения лакского, в отрыве от проблем всех дагестанских языков невозможно. Может проблема лакского языка острее сегодня потому, что лакцы, в большинстве своем, урбанизировались раньше, развеялись по стране. Но рано или поздно эта проблема станет и перед более крупными народами Дагестана. И чем раньше мы будем думать об ее разрешении, тем она будет лучше .
Можно понять, что сверхдержава должна добиваться унитаризации языка, власти одного государственного языка и идти к постепенному вымиранию малых языков. Это и обязаны были добиваться все великие державы с центростремительными ситуациями. Допустим, и мы, что у государства, как мы часто жалуемся, наш язык не в почете. Но кому он должен быть дороже? Нам - его носителям, или государству, которое без него очень спокойно обходится? Кто , вобще, сегодня мешает нам говорить, писать на нашем языке? Упрекнуть в этом нам, увы, кроме самих себя некого. Еженедельно выходит республиканская газета. Каждый район имеет свою районную газету. Ежедневно час времени вещает лакское радио. Выходят литературный, детский, женский журналы. В год 2-3 раза по ТV выходит лакская передача. Работает Лакский государственный театр. В школах, вузах есть уроки лакского языка. Так что, пока свой язык игнорируем и унижаем только мы сами. Учительница лакского языка из

Махачкалы рассказывает: к директору школы пришла делегация матерей, которая требовала отмены уроков лакского языка. "Нам они ни к чему. Пусть лучше дети приходят из школы пораньше" сказали они. Директор с удовольствием внял требованиям матерей, и использовал часы по своему усмотрению. Разве не достойны похвалы такие "матери".
Коран говорит, что каждому народу свой срок, и не проживет он ни мгновенья более отпущеного ему. Что же, выходит, кончилось наше время? Вот нам пример еврейского народа. Пройдя через неисчислимые страдания и потери, развеянные по всему миру, они сегодня сплачиваются не в последнюю очередь и посредством возражденного древнего языка. Поднимая его до уровня языка современной политики, культуры, науки. Разве это не достойно похвалы и подражания? Ведь благодаря и этому многострадальный еврей сегодня гордится своей национальной принадлежностью.
Как бы ни ругали политики мне понятно стремление руководителей прибалтийских республик, защитить свой язык от натиска и давления великих (английский, русский) языков. Требуется непременное знание языков родных для этих республик, иначе нет карьеры. Что ж, от знания языка, хотя бы и папуасского, нет вреда, а только польза. Вот не мешало бы и нам, в обиход которых прочно вошло понятие "лакские, аварские" и т.д. места не брать на эти самые места, того, кто не знает родного языка.
В соседней Калмыкии журналисты, пишущие на родном языке, имеют надбавки к зарплате. Тоже не плохой пример. А что нам самим мешает изучать свой язык, гордиться им? Что мешает сказать, я лакец, мой язык - язык высочайшей, сопоставимой с мировыми шедеврами поэзии, мои корни из самых древних цивилизаций, история моего народа изобилует примерами мужества и достоинства?
Мешает только наша духовная лень, незнание, отсутствие заботы о будущем.
Выписывайте, читайте газеты и журналы. Ходите в театр,слушайте радио. Насладитесь вашим родным, как Курди сказал, молочным языком. Насладитесь высочайшей, богатейшей, глубочайшей нашей поэзией.
Думают, что языки должны "сохранять, изучать, развивать" ученые, разные институты. Заблуждение. Язык развивают поэты, писатели, говорящий на нем народ. Много ли сегодня можно назвать людей творящих на лакском языке - поэтов, писателей, журналистов? Однажды один молодой человек сказал с горечью: "За что мне быть благодарным старшему поколению? За то, что потеряли язык? За то что забыли свое прошлое. За то что забросили родину?" В словах этих есть доля истины. Но язык все же еще жив. Еще есть шанс. А родина. Да, чтобы язык, народ сохранился и родина должна быть. Ее тоже надо оберегать, лелеять. Там нужно жить. Нужно сделать так, чтоб там хотелось жить. А пока каждый выпускник сельской школы норовит уехать подальше. Для его честолюбия и реализации сил, там сегодня мало что есть. В селах только старики. Если так будет и далее, даже лакцы живущие в селах отошедших к сопредельным районам (Балхар, Хюли, Цалакан, Уручул, Шали, Шадни, Аракул, Катрух). будут называть себя даргинцами, аварцами, лезгинами, пытаясь влиться в более сильные многочисленные народы.
Несколько слов собственно о газете "Илчи".
Роскошным подарком, пришедшимся на время нужды, чудом явленным Аллахом для возрождения народа, бесценным сокровищем считаю я нашу газету. Обруганного за многое и многое М. Горбачева я за то, что благодаря его "перестройке" мы получили этот бесценный дар.
Отвечу на наиболее часто озвучиваемые упреки в наш адрес.
Мы не понимаем языка газеты. Вы умничаете и используете непонятные слова.
Газета не должна потворствовать тем, кто не знает языка. Развитие, обогащение языка - одна из первейших наших целей. Пытайтесь развивать, совершенствовать свой родной язык и вы. Пользуйтесь словарями. С одной стороны мы говорим - забываем язык, с другой не хотим знать, того что не знаем. Вот он и есть тот самый язык (слова), которые мы (и вы) взываем помнить, хранить, не забывать. Мы пытались давать в газете объяснения некоторым словам.

Но в ответ получили упреки в том, что "вы нам, лакцам, как недоумкам, объясняете наш же язык" Будем искать середину и разумное решение.
Вы пишете на хосрехском диалекте.Хосрекцы тоже лакцы. Их язык тоже лакский. Наш язык, как язык художественной литературы, политики, науки, культуры еще не совершенен, его нормы еще не закреплены. Словари отражают только толику словарного богатства. Потому мы находим обязанным развить и обогатить наш живой язык и за счет диалектизмов тоже. Так было и со всеми, в том числе и великими, языками. И потом, нас так мало, я будем еще делиться? "Ты - Хосрех, он - Вихли, а этот вообще Аракул," что ли?
Вы печатаете словари.Да. И уверены, что делали очень нужное и доброе дело. Издательство еще не в состоянии издавать такие словари.Нет финансов. Ученый-составитель - тем более. Известно какие дни сегодня влачит наука.
А то, что у каждого нашего читателя есть, хоть и в газетном варианте, словарь дающий представление, о том, носителем какого богатого, яркого, сочного красочного и сильного языка он является - это хороший пример. Кроме того мы, все кто подписали газету, протянули руку помощи выдающемуся нашему ученому, языковеду, энциклопедисту, полиглоту Эса Абдуллаеву и выпустили в свет посильным способом плод его многолетних ученых трудов. Многие малые народы мечтали бы о том, чтобы и из их среды вышел ученый, способный на такой творческий подвиг. Мы только со временем оценим труд Эса Абдуллаева.
Кстати, с помощью Министерства информации и печати, словарь Эса Абдуллаева вскоре выйдет из печати в достойном виде. Поспешите приобрести его.
Вы публикуете художественную литературу. Опубликовали "Обманутую любовь".
Повесть Курди Закуева "Обманутая любовь" - классика дагестанской литературы. Это энциклопедия лакской жизни начала ХХ века. Это жемчужина из сокровищницы литературы Дагестана. Она едва ли не первая дагестанская повесть (1914 г.) Она должна быть в библиотеке каждого лакца, каждого дагестанца. А издавалась она всего дважды, малыми тиражами, сперва на латинице, а потом на кирилице. Мы дали возможность иметь эту повесть в библиотеке каждому из своих подписчиков. Разве это плохо?
У вас бывают ошибки.
Правда это. Бывают. Стараемся и еще больше будем стараться не допускать их.
У вас часто печатаются документы.
Мы обязаны договором с нашими учредителями печатать документы государственной важности. Думаем, что они важны и для наших подписчиков.
Вы печатаете никчемные, ненужные материалы.
Сложно сказать, что и на чей взгляд ненужно и никчемно. Для того, кто нашел нужным писать в газету о своих переживаниях, наверное, это очень важно. И вообще, мы стараемся быть внимательны и сочувсвенны к каждому, кто обратился в газету.
Пишите и вы. Покажите, как надо писать. Мы таких ждем и приветствуем.